В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность.
Поэтому в рамках единого Дня профориентации учащихся МАОУ «СОШ № 3» г. Канаш в школе прошли классные часы и беседы, посвященные проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии. Цель мероприятий: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспитывать отрицательное отношение к халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
В 7-а классе прошла интерактивная беседа по теме «Самые нужные профессии». В ходе беседы классный руководитель дала краткие определения таких понятий, как профессия, специальность, квалификация, должность.
Она предложила учащимся составить списки профессий по таким группам:
1) «Самые модные профессии».
2) «Самые забытые профессии».
3) «Профессии, которые всегда нужны».
4) «Самые отважные профессии».
Учащиеся дали следующие ответы:
1) самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.;
2) самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п;
3) профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.;
4) самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
По статистике примерно каждый третий (!) ошибается в своем выборе профессии, и каждый второй признается, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. На вопрос «Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?», учащиеся ответили так:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
В конце беседы учащиеся пришли к выводу, что выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека, к будущей профессии себя надо готовить заранее, уже сейчас надо определить область интересов, больше нужно читать, набираться опыта и знаний. Но какую бы профессию ни выбрали ребята, всегда пригодятся знания, полученные в школе. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
|